Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ТИМОФЕЕВСКАЯ
НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: с. Тимофеево
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тимофеевская начальная
общеобразовательная школа»
Принята на заседании
Педагогического совета
Утверждаю:
Директор МКОУ
«Тимофеевская НОШ»
Сорокоумова С.А.
Приказ № 26/1-д от 30.05.2022
Протокол № 4
От 30.05.2022
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию талантов у детей и молодежи
на 2022- 2025 годы
С. Тимофеево
2022 г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………………………….2
1. Пояснительная записка…………………………………………………..........5
2. Концепция Программы ……………………………………………………….7
2.1 Ключевые приоритеты государственной политики в сфере
Образования до 2026 года……………………………………………….............7
2.2 Основные понятия и термины………………………………………….........9
2.3 Принципы выявления одаренных детей в образовательной
организации………………………………………………………………….........9
2.4 Принципы работы педагога с одаренными детьми …………………..........9
2.5 Подходы к педагогической деятельности в работе с одаренным
детьми. …………………………………………………………………………..10
3. Направления и формы работы со способными и одарёнными детьми…...12
3.1 Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых
детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей ……..12
3.2 Направления деятельности……………………………………………........13
3.3 Формы работы с одаренными учащимися ………………………………...13
3.4 Методическая работа педагога …………………………………………….13
3.5 Работа с родителями ………………………………………………………..13
4. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
в школе……………………………………………………………………… …14
5. Кадровое обеспечение программы…………………………………………..14
6. Целевые показатели реализации Программы…………………………........15
7. Анализ потенциала развития МКОУ «Тимофеевская НОШ» по
реализации Программы по выявлению и развитию талантов у детей и
молодежи…………………………………………………………………………15
8. План мероприятий по выполнению Программы на 2022-2025 гг…...........16
9.Ожидаемые результаты и показатели эффективности
реализации Программы……………………………………………………........17
10. Показатели эффективности реализации Программы……………….... ….17
11. Механизм мониторинга реализации Программы …………………………18
Приложение………………………………………………………………… …..19
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы
Срок
реализации
Программы
Этапы реализации
Разработчик
Программы
Исполнители
Программы
Программа по выявлению и развитию талантов у
детей молодежи
3 года
I этап – проектный (2022-23 уч.год)
II этап – практический, реализационный (2023-2024,
2024 – 25 уч.гг)
III этап – аналитический (апрель, май 2025г.)
Исакова Ирина Владимировна, педагог
Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ,
ученический
коллектив,
родительская
общественность.
Научнометодическая
Нормативно-правовые
документы,
приказы,
основа
программы
муниципального,
областного
и
Всероссийского уровней
Цель
и
задачи Цель программы:
Программы
- выявление детей, проявляющих способности к
определённой творческой деятельности, одарённых
детей;
- создание условий для их оптимального развития,
самореализации таких обучающихся в соответствии
со способностями через оптимальное сочетание
основного, дополнительного и индивидуального
образования.
Задачи программы:
- разработать систему педагогического наблюдения
и диагностических исследований для определения
интересов, способностей и наклонностей детей;
- определить и использовать при организации
образовательного процесса методы и приемы,
способствующие
развитию
возможностей
самовыражения способных и одарённых детей;
стимулировать
творческую
деятельность
педагогического коллектива по сопровождению и
развитию способных детей;
совместно
с
родителями
поддерживать
талантливого ребенка в реализации его интересов в
школе и семье;
- проводить различные внеурочные конкурсы,
интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие
учащимся
проявить
свои
способности
и
2
Ожидаемые
результаты
Показатели
эффективности
Программы
возможности;
- совершенствовать и развивать способности
обучающихся в совместной деятельности со
сверстниками, научным руководителем через
самостоятельную, коллективную и индивидуальную
работу;
- внедрять современные технологии по выявлению и
развитию способных и одаренных детей на всех
этапах обучения;
- включение учащихся в конкурсное и олимпиадное
движение для проявления широкого спектра
различных видов одаренности учащихся.
-выявление задатков и развитие способностей детей
к определенным видам деятельности;
-увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка; - создание индивидуальных
образовательных программ; - обобщение и
систематизация
материалов
педагогической
практики; - повышение квалификации учителей,
работающих с одаренными детьми;
- повышение ответственности учителей, социальнопсихологической службы школы при организации
работы с одаренными детьми;
- активизация участия родителей и окружающего
социума в работе со способными и одаренными
детьми;
-создание и применение на практике комплексной
программы работы с одаренными детьми;
- создание атмосферы заинтересованности и
доброжелательного отношения к одаренным детям;
повышение
качественных
показателей
успеваемости учащихся;
- увеличение числа призовых мест, занятых детьми
на олимпиадах и конкурсах различного уровня и
направления
-Повышение уровня индивидуальных достижений
детей в образовательных областях, к которым у них
есть способности.
-Повышение мотивации и интереса детей к
познавательной
и
творческой
деятельности,
увеличение числа участников и результативности
исследовательской и проектной деятельности
обучающихся.
-Положительная
динамика
качественных
3
показателей олимпиадного движения разных
уровней.
-Создание банка данных одаренных детей школы,
банка методического обеспечения поддержки
одаренных детей.
-Повышение профессиональной компетентности
педагогов по актуальным вопросам педагогики
одаренности;
-Успешная социализация детей с высоким уровнем
актуализированной одаренности в социуме как
основа развития их задатков, способностей,
дарования. Социальная успешность выпускников
школы.
-Удовлетворенность детей своей деятельностью и
увеличение числа таких детей.
4
1.Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и
таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что
нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое
руководство со стороны взрослых. Данная программа ставит своей целью
выявление, обучение, воспитание и поддержку способных и одарённых
детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа
направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе
формирования у ребенка умений управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных
проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие
качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана
помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей
познавательной деятельности. Под одаренностью понимается системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный
ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности. Проблема одаренности в
системе образования на организационном уровне обычно решается путем
создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или
специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не
удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и
воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия
для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной),
психомоторной (спортивная), академической (способность учиться),
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не
шаблонное мышление).
Современные подходы к проблеме выявления и
развития способных детей предполагают поиск новых форм работы с
талантливыми детьми. Работу с одаренными детьми следует начинать с
начальных классов школы. Все маленькие дети наделены с рождения
определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Нераскрытые
возможности
постепенно
угасают
вследствие
их
невостребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать
развивающую, творческую образовательную среду, способствующую
раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя основного
5
и среднего уровня образования дальше продолжать начатую работу по
сохранению и развитию способностей учащихся. Однако практика
показывает, что, несмотря на это имеются некоторые проблемные моменты,
требующие пристального внимания:
1.Необходимость дальнейшего совершенствования системы научнометодической поддержки учителей, работающих с данной категорией
учащихся.
2.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно
выстраиваться на основе преемственности и с учетом здоровьесбережения и
стрессоустойчивости.
3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в
оказании методической и практической помощи родителям, вовлечении их в
жизнь школы.
4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с
одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую
культуру.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и
интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной
мере. Педагогический коллектив МКОУ «Тимофеевская НОШ» стремится в
своей деятельности: не терять способных, потенциально одарённых детей,
дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано,
но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы способных
и одарённых детей; формировать у способных и одарённых детей и их
сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих
способностях людей.
6
2.Концепция Программы
2.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере
образования до 2026 года.
Ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего
образования до 2026 года определены в следующих стратегических
документах:
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утверждѐнная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года
№996-р
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025 гг)
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части
решения задач и достижения стратегических целей по направлению
«Образование».
-Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета
при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10)
Постановление Правительства Свердловской области от 19 марта 2020
г. N 167-ПП О внесении изменений в государственную программу
Свердловской области «Развитие системы образования и реализация
молодѐжной политики в Свердловской области до 2025 года»,
утверждѐнную постановлением Правительства Свердловской области от
19.12.2019 №920-ПП
Постановление Правительства Свердловской области от 19 марта 2020 г.
N 167-ПП О внесении изменений в государственную программу
Свердловской области «Развитие системы образования и реализация
молодѐжной политики в Свердловской области до 2025 года»,
утверждѐнную постановлением Правительства Свердловской области от
19.12.2019 №920-ПП
Постановление Правительства Свердловской области от 29.12. 2017
№1047-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской
области «Реализация молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года»
(подпрограмма 2 «Работа с одарѐнными детьми»).
Стратегические
цели развития
образования
до
сформулированы в Национальном проекте «Образование»:
2026
года
7
1. Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования.
2. Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально - культурных традиций.
Конкретизация
стратегических
целей
развития
образования
осуществлена в целевых показателях государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования" до 2025 года.
Содержательно стратегия развития образования опирается на новую
модель качества образования, отвечающего критериям международных
исследований по оценке уровня подготовки обучающихся, и привлечения
новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества
образования.
Новая
модель
качества
образования
является
компетентностной характеристикой образовательной деятельности
обучающихся, оценивающей способность ребенка к использованию
полученных знаний в организации его жизнедеятельности.
К новым ресурсам развития образования относятся:
- компетенции самостоятельной образовательной деятельности
обучающихся в системе общего и дополнительного образования;
- возможности онлайн-образования;
- подготовка родителей как компетентных участников образовательных
отношений.
Инструментами достижения нового качества образования,
актуальными для МКОУ «Тимофеевская НОШ» выступают:
- модернизация содержания предметных областей и программ общего и
дополнительного образования с привлечением в образовательный процесс
внешних субъектов
(родителей,
представителей
предприятий,
общественных организаций, социальных институтов, студентов и др.);
- развитие профильного обучения с опорой на раннюю профориентацию
обучающихся;
- развитие волонтерского движения учащихся с опорой на формирование
проектной, экспериментальной и исследовательской компетентности, а
также финансовой грамотности обучающихся;
- формирование цифровых компетенций обучающихся для использования
возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых
форм реализации программ и поддержки одаренных детей;
- психолого-педагогическое консультирование родителей;
- подготовка педагогов к участию в национальной системе
профессионального ростапедагогических работников.
8
2.2 Основные понятия и термины.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и
навыками.
Творческие способности — оригинальность в решении обучающих и
познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся
обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и
новообразований входе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция
свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные
особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность
приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе
жизнедеятельности
2.3 Принципы выявления одаренных детей в образовательной
организации
1. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей
психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;
2. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления
«потенциальной» одаренности,
это
предварительное
всестороннее
психодиагностическое обследование;
3. Переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих
методов в условиях групповой, тренинговой работы.
2.4 Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества;
9
принцип
развивающей и воспитывающей среды;
принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной
деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается
различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя
дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы
обучения и контроля);
принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и
физического развития;
принцип научности;
принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на
личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в
выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательнообразовательной системы к уровню развития каждого обучающегося;
психолого-педагогическая
поддержка,
разработка
индивидуальных
образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для
контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов
образовательного процесса;
принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при
минимальном участии последнего;
принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие
способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального
положения и состояния здоровья;
принцип открытости и информированности образовательного сообщества о
системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.
2.5 Подходы к педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми.
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно
самостоятельные
компоненты
рассматриваются
не
изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
10
2. Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма,
человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности
личности связано с личностным подходом. Личность, прежде всего
характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При
личностном подходе необходимо учитывать важнейшие стороны личности интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления,
формированием
познавательных
потребностей;
эмоциональную,
отражающую отношения личности к различным явлениям социального и
естественного характера; волевую, включающую формирование установки,
принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих
противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно –
практической деятельностью.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности.
4. Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с
учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом
доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в
соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки
материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к
обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности
ученика.
5. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие
ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся
личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст
жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного экологопсихологического подхода заключается в открытии и реализации новых
возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях
деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации
педагогического
процесса,
усилении
аналитико-диагностической
направленности деятельности воспитателя.
6. Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного
поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже
известны,
изучать
и
анализировать
литературу,
описывать
и
интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе
исследования. Данный подход предполагает овладение культурой
самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной
деятельности, личной жизни, окружающего мира.
11
3. Направления и формы работы со способными и одарёнными детьми
Программа разработана по трем направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банка данных и диагностик по проблеме одарённости
методическое обеспечение:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях
различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования,
выставки).
3.1 Создание условий для самореализации одаренных детей и
талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных
способностей
создание
для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное
обучение и воспитание;
формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,
предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной
деятельности;
организация эффективного взаимодействия педагогов.
12
3.2 Направления деятельности:
организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной
работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного,
муниципального, регионального, всероссийского уровня; проведение
массовых мероприятий внутри объединения;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с
одаренными детьми.
3.3 Формы работы с одаренными учащимися.
курсы по выбору, факультативы и элективы;
объединения дополнительного образования;
внеурочная деятельность;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
проектная и исследовательская деятельность;
посещение интеллектуальных и творческих кружков; интеллектуальные
игры, викторины;
ведение детских портфолио.
3.4 Методическая работа педагога:
самообразование, повышение профессионального мастерства;
подбор и применение программ педагогического наблюдения и методик
диагностики способностей и одарённости детей;
участие в семинарах, педсоветах, заседаниях МО;
проведение открытых занятий;
подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;
занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
3.5 Работа с родителями:
Родительские собрания, индивидуальные консультации.
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного
ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
13
4.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
в школе
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение
Организационнометодическое
обеспечение
Содержание
1.Нормативно-правовое обеспечение:
Положения:
О проведении школьного тура предметных
олимпиад
О проведении предметной недели
О конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (авторские
программы, факультативов, курсов ВД и т.п.)
3. Наличие комплекта информационнометодических и диагностических материалов
(рекомендации, методики,…)
1. Повышение квалификации педагогов через
систему школьных тематических семинаров и
заседаний МО.
2. Разработка программ дополнительного
образования
3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
4.
Мониторинг
работы
и
выполнения
Программы.
5.Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
Административно- Осуществление общего
координационная контроля и руководства.
Руководство деятельностью
коллектива. Анализ ситуации и
внесение корректив.
Консультативная, Координация реализации
научнопрограммы. Проведение ШМО,
методическая
семинаров, консультаций.
Подготовка методических
рекомендаций. Аналитическая
деятельность.
Педагоги школы
Осуществление программы в
системе внеклассной работы и
работы в рамках урока.
Использование новых
Состав
Директор школы
Директор, педагоги
Классные
руководители, учителя
14
педагогических технологий.
Организация
исследовательской работы
учащихся.
6. Целевые показатели реализации Программы
- Количество психолого-педагогической, методической и консультативной
помощи родителям (законным представителям) обучающихся, %
- Доля обучающихся, вовлеченных в деятельность детских объединений на
базе школы, %
- Доля обучающихся – призеров Всероссийской олимпиады школьников,
иных конкурсов и форумов муниципального, областного, всероссийского
уровней, %
- Доля обучающихся, вовлеченных в реализацию программ дополнительного
образования детей, %
- Доля педагогических работников, вовлеченных в работу по выявлению и
поддержке одаренных обучающихся, %
Доля родителей, которых удовлетворяет качество образовательной
деятельности ОУ , %
7. Анализ потенциала развития МКОУ «Тимофеевская НОШ» по
реализации Программы по выявлению и развитию талантов у детей и
молодежи.
Анализируя результаты 2021 – 2022 учебного года, можно с уверенностью
утверждать, что в школе обеспечена возможность достижения планируемых
результатов освоения образовательных программ начального образования в
соответствии с образовательной программой, целями и задачами
образовательной деятельности. По итогам года процент успеваемости
обучающихся
составляет 100%, качество (обучающиеся, закончившие
учебный год на «4» и «5») – 69%.
В ОУ реализуются четыре Программы внеурочной деятельности
интеллектуальной, художественной и технической направленности.
Лицензированы Программы «Умелые ручки» и «Lego WeDo». Занятия по
каждому курсу внеурочной деятельности ведутся раз в неделю, поэтому
100% обучающихся посещают два и более занятия в неделю.
Ученики принимали участие в мероприятиях и конкурсах школьного,
районного и регионального уровней. Школьные мероприятия, конкурсы и
15
викторины интеллектуальной, художественной, спортивной направленности
проходят при стопроцентном участии обучающихся школы.
В мероприятиях районного уровня интеллектуальной направленности – два
-1-х места (интеллектуальная игра «Соображалки»), два 2-х и одно 3 место в
творческом конкурсе «Серебряное перышко», конкурсах декоративно –
прикладного творчества и изобразительного искусства «Парад военной
техники» и «Пасха – время чудес» - одно 2 место и два 3-х места. В
спортивном онлайн – конкурсе «Самый ловкий» - 1место в своей возрастной
категории и пять серебряных знаков ГТО 2 ступени.
Таким образом, учитывая малое количество учеников школы, выше
названные результаты можно считать хорошим потенциалом для реализации
данной Программы.
8.План мероприятий по выполнению Программы на 2022-2025 гг.
№
Мероприятия
п./п.
1
Диагностика способностей и одарённости детей
2
3
4
5
6
Проведение совещания (заседания МО) по результатам
диагностирования способных учащихся
Организация патронажа и педагогического
сопровождения способных учащихся учителямипредметниками
Организация и проведение школьных олимпиад.
Участие в районных, региональных, всероссийских
олимпиадах, конкурсах, играх, викторинах.
Анализ и корректировка результативности и
выполнения программы
7
Пополнение банка педагогической информации по
работе с одаренными детьми
8
Разработка системы поощрений победителей олимпиад,
конкурсов, фестивалей.
Проведение предметных недель и декад.
Анализ возможностей школы для расширения и
углубления работы со способными и одарёнными
9
10
Сроки
2022-23уч.
год
Начало уч.
года
В течение
учебного
года
По плану
В течение
уч. года
Апрель, май
(конец уч.
года)
В течение
реализации
Программы
В начале уч.
года
По плану
Ежегодно, в
начале уч.
16
11
детьми.
Обобщение опыта работы учителей, работающих с
одаренными детьми. Распространение опыта работы с
одаренными детьми
года
В конце уч.
года
9. Ожидаемые результаты и показатели эффективности реализации
Программы
ожидаемые результаты:
- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам
деятельности;
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных программ;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
- повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;
-повышение ответственности учителей, социально- психологической
службы школы при организации работы с одаренными детьми;
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе со
способными и одаренными детьми;
- создание и применение на практике комплексной программы работы с
одаренными детьми;
- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения
к одаренным детям; - повышение качественных показателей успеваемости и
творческого потенциала обучающихся;
- увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и
конкурсах различного уровня и направления.
10. Показатели эффективности реализации Программы:
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных
областях, к которым у них есть способности.
Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой
деятельности, увеличение числа участников и результативности
исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Положительная динамика качественных показателей олимпиадного
движения разных уровней Создание банка данных одаренных детей школы,
банка методического обеспечения поддержки одаренных детей.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным
вопросам педагогики одаренности.
17
Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной
одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей,
дарования.
Социальная успешность выпускников школы.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких
детей.
11. Механизм мониторинга реализации Программы
Мониторинг результативности реализации Программы развития
предполагает дать ответы на вопросы:
- Сроки проведения контрольных мероприятий по ежегодной оценке,
результативности реализации Программы.
- Методика проведения оценки результативности реализации Программы.
- Форма презентации результатов реализации Программы».
- Документ, вносящий коррективы в процесс реализации Программы.
Непрерывный контроль выполнения Программы осуществляет директор и
педагогический совет МКОУ «Тимофеевская НОШ» в течение учебного
года.
Мониторинг проводится по оценке достижения целевых показателей
программы, выполнению задач, реализации проектов и уникальных
результатов инновационного развития образовательного учреждения.
Результаты контроля представляются ежегодно на родительских собраниях
МКОУ «Тимофеевская НОШ», публикуются на сайте учреждения как часть
самообследования.
При необходимости в Программу вносятся коррективы приказом директора
МКОУ «Тимофеевская НОШ».
18
Приложение 1
Диагностика интересов ребенка.
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации
для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности.
Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них,
стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей
объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке
ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера
которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в
вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-";
если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,
повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми
словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными,
насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических
кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
19
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными
видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть
спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать
пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными
событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей
ребенка на семь сфер:
• математика и техника;
• гуманитарная сфера;
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть
очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком.
С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и
гармоничным.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус
взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При
подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать
поправку на объективность испытуемых.
20
Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех
сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей
может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом
случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности
интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть
их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им
возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это
позволит создать более объективную картину направленности интересов
ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их
родителями.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на
все вопросы (например, первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.)
Матем. и Гуманитарная
техника
сфера
1
2
8
9
15
16
22
23
29
30
Художест
деятельн
3
10
17
24
31
Физкульт.
и спорт
4
11
18
25
32
Коммуник.
интересы
5
12
19
26
33
природа
6
13
20
27
34
Домашн.
обязан.
7
14
21
28
35
Приложение 2
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно
изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь
следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко
выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
21
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко,
в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг
друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению
помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.
д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать
оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте
соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные
решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно
изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и
других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом
объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к
классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального
заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,
слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно
выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
22
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали
для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы
быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники
обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,
камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета,
не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого
человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит
загадочные поломки и вопросы на "поиск",
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально
должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой
площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и
чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить
конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
Хорошо понимает недосказанное.
23
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без
побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где
можно слушать музыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые
хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и
чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие
идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для
понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же
время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о
чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об
этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит
уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
24
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной,
пластилином, бумагой и клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить
свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,
когда рассказывает о чем то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением
собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей,
кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении
и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй,
конструирование и др.), способен предложить большое количество самых
разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства,
пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их
характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус
взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым
столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени
развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная;
• творческая;
25
• академическая (научная);
• художественно-изобразительная;
• музыкальная;
• литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
По результатам строится график или лепестковая диаграмма, т.е. получается
карта одарённости учащегося.
Интел
лект
1
11
21
31
41
51
61
71
Творче
ство
2
12
22
32
42
52
62
72
Академ. Художизобр
3
4
13
14
23
24
33
34
43
44
53
54
63
64
73
74
Музыка Литера
тура
5
6
15
16
25
26
35
36
45
46
55
56
65
66
75
76
Артис
тизм
7
17
27
37
47
57
67
77
Техни
ка
8
18
28
38
48
58
68
78
Лидер
ство
9
19
29
39
49
59
69
79
Спорт
10
20
30
40
50
60
70
80
Приложение 3
Диагностика оценки общей одаренности
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,
обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте
оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей
шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко,
в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг
друга;
26
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому.
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех
видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют
любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него
стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой
информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в
неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки,
исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и
др.).
Сверхчувствительность к проблемам.
Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон).
Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не
замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат
решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать
возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не
только при решении учебных задач, но и распространяется на самые
разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования
последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных
событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас.
Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных
способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве
используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные
синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей
придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий
или во-ображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления.
Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков,
27
так и действий других людей. Проявляется в способности объективно
характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и
явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные
решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в
поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу,
синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно
излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия,
высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно
двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия
на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в
поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность
к
результатам
собственной
деятельности
(перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей
деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в
том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу
до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более
объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие
взрослые, хорошо знающие ребенка.
28