Программа работы с одарёнными детьми

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СЛОБОДО-ТУРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="с. Туринская Слобода, ул.
Первомайская, д. 2", L=Туринская Слобода, T=Начальник, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ
БУХГАЛТЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЛОБОДО-ТУРИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА""", ОГРН=1086656000100, СНИЛС=02591203932,
ИНН ЮЛ=6651004704, ИНН=665100829099, E=saburova_lu@mail.ru, G=Лариса
Юрьевна, SN=Сабурова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СЛОБОДО-ТУРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"""
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: с. Тимофеево

ПРИНЯТА
пеагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МКОУ
«Тимофеевская НОШ» от
30.08.2023 г № 46-д

Программа работы с одаренными детьми
МКОУ«Тимофеевская НОШ»
2023- 2028 год

с. Тимофеево, 2023

Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли
проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку
одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена
на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением
сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества,
лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более
раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми

выявление одаренных детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из
способностей;

развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих
учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
 организация
разнообразной
творческой
деятельности,
способствующей
самореализации личности обучающегося, совершенствование практического
мышления;
 выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого
ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
 интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
 организация проектной деятельности;
 забота о сохранении физического и психического здоровья обучающихся, сохранение
высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности
саморазвития;
 Использование инновационных педагогических и информационных технологий на
уроках и занятиях, с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;

принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с
одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- методическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
 Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и
воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
 Гуманизм в межличностных отношениях.
 Интегративность.
 Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
 Применение принципов развивающего обучения.
 Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного
уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
 объединения дополнительного образования;
 кружки по интересам;
 конкурсы и конференции;
 интеллектуальный марафон;
 участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
 заниматься самообразованием;
 повышать профессиональное мастерство;
 посещать занятия других педагогов;
 участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
 проводить открытые занятия;
 подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
 проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
 Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей.
 Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством
чтения познавательной литературы”.
 Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
 сформировать систему работы с одарёнными детьми;
 создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
 совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
 сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися
 педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого
потенциала (по методике Орловой Т. В.);
 изучение структуры интеллекта;
 отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
 отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
 отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского
объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений
применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в районных олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:
 воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
 определять учебную задачу;
 ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
 владеть своим вниманием;
 сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
 владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
 использовать основные приемы мыслительной деятельности;
 самостоятельно мыслить и творчески работать;
 владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: творческих мастерских
- творческих конкурсов, олимпиад, конференций;
- внеклассной работы по предмету.

;

II этап. Деятельностный:
- организация активной системы исследовательской деятельности обучающихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга обучающихся.

Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных
обучающихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню
освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад.
2.2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся творческого
уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2023 -2028 гг.
Мероприятия

Сроки

№
1

Составление плана работы с одаренными детьми на
учебный год

Август,
ежегодно

2

Диагностика одаренных детей

октябрь
ежегодно

3

Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с
одарёнными детьми.

постоянно

4

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь
ежегодно

5

Анализ и корректировка результативности и выполнения
программы «Одаренные дети»

Май,
ежегодно

6

Приобретение литературы, компьютерных программ для
организации работы с одаренными детьми

Постоянно

7

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно
май

8

Размещение на школьном сайте материалов по работе с
одаренными детьми.

9
1

В течении года

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах В течении года
Интернет он-лайн
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах
В течении года

Срок реализации программы – 5 лет.

Литература
1.
Анастази
А.
Психологическое
тестирование.
–
М.:
Педагогика,
1982
2.
Гильбух
Ю.З.
Внимание:
одаренные
дети.
–
М,
1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. –
1999.–
№
9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и
развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец
молодежи»,
2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности //
Психологический
журнал.
–
1999.№
3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.:
«Прогресс»,
1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология
одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».