Программа повышения объективности оценки образовательных результатов

1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тимофеевская начальная общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета
от 28.08.2020 г. протокол № 1

Утверждено приказом
директора № 36-д от 28.08.2020 г

Программа
повышения объективности оценки образовательных результатов
в МКОУ «Тимофеевская НОШ»

с.Тимофеево
2020

2










Оценка качества образования - это система процедур, механизмов и инструментов,
обеспечивающих не только собственно оценку, то есть получение данных о состоянии
системы образования, но и управление качеством, то есть реализацию комплекса мер,
направленных на повышение качества образования.
Оценка - характеристика результатов учебной деятельности по критериям их
соответствия установленным требованиям. Применительно к учебному процессу оценка определение степени успешности в освоении знаний, умений, навыков, предусмотренных
учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и
выражаются числом баллов.
Функциональная составляющая объективности оценки качества образования
характеризуется:

инвариантной
составляющей,
обеспечивающей
интересы
региона,
муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования;

вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты
развития оценки качества образования в МКОУ «Тимофеевская НОШ» (далее - ОО).
Цели и задачи
Цели
 повышение эффективности образования путем формирования устойчивых ориентиров
на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов;
 совершенствование управления качеством образования, предоставление всем
участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о
качестве образования в ОО, а также выявление с помощью системы критериев и показателей
зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами.
Задачи:
 сформировать механизмы обеспечения объективности региональных и федеральных
оценочных процедур;
 выявить факторы и риски, влияющие на качество образования и способствующие
достижению поставленных целей программы повышения объективности оценивания
образовательных результатов;
 создать условия для формирования в ОО системы объективной внутришкольной
оценки образовательных результатов;
 создать систему диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую
своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО;
 определить результативность образовательного процесса, эффективность учебных
программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;
 принимать обоснованные управленческие решения;
 оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения
образовательного процесса;
 выделить ресурсы;
 обучить кадры.
В основу функционирования программы объективности оценивания образовательных
результатов положены принципы:
целостности;
иерархичности;
объективности;
достоверности;
полноты и системности;
оперативности (своевременности);
открытости, прозрачности, гласности;
активного взаимодействия с внешней средой;
 непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки.

3

Особенности реализации и условия применения
Проблема объективной оценки носит ментальный характер, недостаточной разработанности
критериев и методов оценивания, субъективизм учителя по отношению к учащимся, который
проявляется в следующем:
- Разделение учеников на группы («сильные», «средние», «слабые»).
- Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или
общественности.
Основные мероприятия
1. Организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью
выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа.
2. Организация повышения квалификации учителей по вопросам школьного оценивания.
3. Формирование
программ
оценочных
процедур
с
целью
повышения
заинтересованности всех участников образовательного процесса в использовании
результатов региональных и федеральных оценочных процедур.
4. Формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ
помощи перед практикой наказаний.
5. Разъяснительная работа с педагогами.
6. Организация наблюдения при проведении оценочных процедур в ОО.
Ожидаемые результаты реализации
Повышение уровня объективности
Индикаторы и показатели реализации
1.
2.
3.

оценки

образовательных

результатов

Показатель
Индексы необъективности ВПР
Индексы необъективности КДР

Способ оценки
По данным ФИОКО
По данным региональной аналитической
системы
Результаты наблюдений в ОО Экспертиза документации
при
проведении
оценочных
процедур

Риски реализации
Преобладание административных методов обеспечения объективности оценки
образовательных результатов над методами, связанными с формированием менталитета
«честной оценки» и развитием практики помощи и поддержки педагогам с низкими
результатами, может привести к обратному эффекту – усилению тенденций на закрытость и
развитие латентных форм искажения результатов со стороны педагогов.
Основные направления расходования финансовых средств:
 аналитическая работа при ОКО;
 обслуживание технологической платформы для проведения комплексного анализа
данных в ОО;
 обеспечение выборочного контроля и перепроверок при проведении процедур ОКО.
Меры, направленные на повышение объективности оценки образовательных
результатов
Основные подходы
Для повышения объективности оценки образовательных результатов в МКОУ
«Тимофеевская НОШ» будут организованы комплексные мероприятия по трем
направлениям:
1.Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной
процедуры.

4



















2. Выявление педагогов, показывающих необъективные результаты и профилактическая
работа с ними.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к
объективной оценке образовательных результатов.
План мероприятий повышения объективности оценивания образовательных
результатов на 2020-2021 учебный год
Обеспечение
объективности
образовательных
результатов
в
рамках конкретной оценочной процедуры в ОО
Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры
объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.
1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной
процедуры следующим принципам:
 использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных
измерительных материалов;
применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах процедуры;
устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к
проведению оценочной процедуры.
Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, необходимость соблюдения
следующих требований:
в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся классов, принимающих
участие в оценочной процедуре;
учитель, ведущий данный предмет и преподающий в данном классе, не должен быть
организатором работы и участвовать в проверке работ;
родитель (близкий родственник), являющийся работником данной ОО не должен быть
организатором оценочной процедуры и участвовать в проверке работ;
проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным
коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
2. Организация контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в
описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:
привлечения независимых, общественных наблюдателей;
выезда в пункты проведения представителей МОУО и МОиМПСО;
организации видеонаблюдения.
2.
Выявление
ОО
с
необъективными
результатами
и
профилактическая работа с выявленными ОО
Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или
регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием:
оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО из
данного региона;
оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО,
участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО;
сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных
данных;
сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ВПР с
учетом
контекстных
данных.
Контрольная выборка включает те ОО, в которых обеспечено присутствие независимых
наблюдателей на всех стадиях проведения , ее формирование возможно только в случае
проведения
массовых

5

оценочных процедур, например, ВПР. При использовании статистических методов
выявления ОО с необъективными результатами может быть применен кластерный подход.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО МОУО
рекомендуется:
 осуществить перепроверку результатов;

в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс
мер в отношении данной ОО.
3.
Формирование
у
участников
образовательных
отношений
позитивного
отношения
к
объективной
оценке
образовательных
результатов
Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения
к объективной оценке образовательных результатов, применяются следующие меры:

реализация в приоритетном порядке программ помощи детям, имеющим
низкие результаты обучения, программы помощи учителям, имеющим профессиональные
проблемы и дефициты;

применение мер административного воздействия, только если программы
помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;

использование для оценки деятельности педагога результаты, показанные его
учениками, только по желанию педагога;

способствовать повышению заинтересованности педагога в использовании
объективных результатов оценочных процедур;

проводить разъяснительную работу с МОУО и руководителями ОО по
вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации
вышеперечисленных мер.

6

Приложение №1
к Программе повышения объективности
оценки образовательных результатов
в МКОУ «Тимофеевская НОШ»
План мероприятий повышения объективности оценивания
образовательных результатов на 2020 год
№
п/п
1.

Ответственный
исполнитель,
соисполнители
Изучение методологии проведения и результатов комплексного анализа
результатов процедур оценки качества образования
Изучение методологии проведения
комплексного анализа результатов процедур
оценки качества образования
Направления деятельности, мероприятия

Изучение анализа результатов процедур оценки
качества образования в Российской Федерации

2.

3.

Сроки
исполнения

январь

директор

Изучение федерального и регионального планов
повышения объективности образовательных
результатов обучающихся
Выявление педагогов и обучающихся с необъективными результатами и
профилактическая работа с ними
в течение 10
Анализ процента выполнения каждого задания
календарных
по каждой педагогу и учащемуся,
дней после
директор
участвовавшим в оценочной процедуре,
каждой
относительно контрольной выборки ОО
оценочной
процедуры
в течение 10
календарных
Сравнения достигнутого уровня результатов
дней после
оценочной процедуры в ОО с уровнем
директор
каждой
результатов ВПР
оценочной
процедуры
Меры по повышению компетентности руководящих и педагогических кадров по
вопросам оценивания образовательных результатов обучающихся
Оформление заявки в курсов ПК
Директор
- для администрации – по вопросам анализа и
Март
использования результатов оценки качества
образования
Обсуждение методологии проведения
комплексного анализа результатов процедур
Директор
оценки качества образования и ГИА на
педсоветах, заседаниях школьных методических Апрель
объединений по введению федеральных
государственных образовательных стандартов
общего образования, по качеству образования
Участие руководящих и педагогических
постоянно

7

4.

5.

работников в вебинарах и семинарах по
Директор
организации подготовки к проведению
оценочных процедур
Организационные меры по повышению объективности оценивания
образовательных результатов обучающихся
Включение в структуру анализа деятельности
общеобразовательных организаций направлений
Директор
август
комплексного анализа результатов процедур
оценки качества образования
Формирование контрольной группы ОО при
проведении ВПР для дальнейшего анализа
Директор
февраль
объективности проведения оценочной
процедуры
Обеспечение проведения проверки работ:
Постоянно в
- участников ВПР, школьного этапа ВОШ.
соответствии с
Директор
графиком
проведения
ВОШ, ВПР.
Формирование у участников образовательных отношений позитивного
отношения к объективной оценке образовательных результатов
Оказание помощи педагогам с низкими
Директор
результатами, имеющим профессиональные
постоянно
проблемы, у которых есть проблемы с
организацией образовательного процесса
Мониторинг применения мер
Директор
административного воздействия педагогам,
показывающим низкие результаты оценочных
январь, июль
процедур (только в случае отсутствия
положительной динамики в результатах в
течение 2-х лет)
Мониторинг добровольного использования
Директор
педагогами результатов, показанных его
январь, июль
учениками для оценки результативности своей
деятельности
Организация и проведение разъяснительной
Директор
работы с педагогами по вопросам повышения
объективности оценки образовательных
1 раз в квартал
результатов и реализации вышеперечисленных
мер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».