ПРИНЯТА
пеагогическим советом
Протокол № 1 от 22.08.2016 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МКОУ
«Тимофеевская НОШ» от
22.08.2016 г № 27-д
Программа работы с одаренными детьми
МКОУ«Тимофеевская НОШ»
2016- 2021 год
с. Тимофеево, 2016
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли
проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку
одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена
на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением
сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества,
лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более
раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из
способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих
учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
организация
разнообразной
творческой
деятельности,
способствующей
самореализации личности обучающегося, совершенствование практического
мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого
ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья обучающихся, сохранение
высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности
саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на
уроках и занятиях, с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с
одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- методическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного
уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и
воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с
одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного
уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством
чтения познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого
потенциала (по методике Орловой Т. В.);
изучение структуры интеллекта;
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского
объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений
применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в районных олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: творческих мастерских
- творческих конкурсов, олимпиад, конференций;
- внеклассной работы по предмету.
;
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы исследовательской деятельности обучающихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга обучающихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных
обучающихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню
освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся творческого
уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2016 -2021 гг.
Мероприятия
Сроки
№
1.
Составление плана работы с одаренными детьми на
учебный год
Август,
ежегодно
2.
Диагностика одаренных детей
октябрь
ежегодно
3.
Составление индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с
одарёнными детьми.
постоянно
4.
Организация и проведение школьных олимпиад.
Октябрь
ежегодно
5.
Анализ и корректировка результативности и выполнения
программы «Одаренные дети»
Май,
ежегодно
6.
Приобретение литературы, компьютерных программ для
организации работы с одаренными детьми
Постоянно
7.
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми
Ежегодно
май
8.
Размещение на школьном сайте материалов по работе с
одаренными детьми.
9.
10.
В течении года
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах В течении года
Интернет он-лайн
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах
В течении года
Срок реализации программы – 5 лет.
Литература
1.
Анастази
А.
Психологическое
тестирование.
–
М.:
Педагогика,
1982
2.
Гильбух
Ю.З.
Внимание:
одаренные
дети.
–
М,
1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. –
1999.–
№
9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и
развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец
молодежи»,
2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности //
Психологический
журнал.
–
1999.№
3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.:
«Прогресс»,
1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология
одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.