Дополнительная общеразвивающая программа Умелые ручки направленность ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Подписан: Сорокоумова
Светлана Аркадьевна
Основание: я подтверждаю
этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: с.
Тимофеево

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование
программы
II Направленность
III Сведения об авторе
и составители
программы
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная
категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон
IV Сведенья о
программе
1. Нормативная база.

«Умелые ручки»
художественная

Исакова Ирина Владимировна
1969
средне - специальное
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Irina_isakova.1969mail.ru

Федеральный
закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – ФЗ №273);
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённый приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 N 196»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов,
с
учетом
их особых
образовательных
потребностей»);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г№ 816 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
2

электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонофицированного
финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 – Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области»;
- Устав МКОУ «Тимофеевская НОШ» с изменениями от
15.01.2016 г
2. Объем и срок
освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5 Подвид программы
6.Уровень программы
7.Тип программы
V Характеристика
программы
1. Цель программы

2. Учебные
разделы/курсы/ модули
(в соответствии с
учебным планом)
3. Ведущие формы и
методы образовательной
деятельности.
4. Формы мониторинга
5. Дата утверждения и
последней
корректировки

144 часа 4 года
очная
5 – 10 лет
разноуровневая
продвинутая
авторская
развитие творческих способностей (творческого мышления
и творческой активности) детей посредством занятий
декоративно-прикладным творчеством.
Пластилинография, бумагопластика, бисероплетение, работа с
природным материалом, работа с бросовым материалом,
лоскутное шитье, вязание крючком.
Индивидуальная, групповая, индивидуально - групповая
Наблюдение, обсуждение, выставка.
О8.04.2022

3

Содержание
Раздел № 1 Основные характеристики программы .................................................................5
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 5
1.2. Цель и задачи программы ..................................................................................................7
1.3. Содержание программы .................................................... Error! Bookmark not defined.
Учебно-тематический план с содержанием разделов 1 год обучения ................................. 10
Учебно-тематический план с содержанием разделов 2 год обучения………………………13
Учебно-тематический план с содержанием разделов 3 год обучения………………………18
Учебно-тематический план с содержанием разделов 4 год обучения………………………22
Раздел № 2. Организационно – педагогические условия ……………………….………… 28
2.1. Условия реализации программы ................................................................................... 308
2.2. Формы аттестации .......................................................................................................... 329
Раздел 3. Список литературы ................................................................................................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...33

4

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые
ручки» художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – ФЗ №273);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г№ 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации
образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонофицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- Устав МКОУ «Тимофеевская НОШ» с изменениями от 15.01.2016г
5

Актуальность программы. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в
развитие обучающихся. Концепция развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации (2014)обращает внимание на важное значение системы
дополнительного образования: «…..Именно творческая среда дополнительного
образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить
обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса
личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную
деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса….».
Учитывая государственную политику в области воспитания подрастающего
поколения, а также запросы родителей было принято решение о реализации в данном
общеобразовательном учреждении программы «Умелые ручки», способствующей
развитию творчества, созданию условий для самопознания, саморазвития и
самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и
интересам.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что включённое в
программу «Декоративно-прикладное творчество» готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе
эстетических знаний и художественного опыта у детей складывается отношение к
собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует
изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и
любознательность.Занятия декоративно-прикладным творчеством, которое основано на
глубоких народных традициях, воспитывают чуткое отношение к прекрасному,
способствуют формированию гармонично развитой личности. Все чаще произведения
декоративно-прикладного искусства проникают в быт современного человека.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что дети не
изготавливают одинаковые изделия по образцу, а на протяжении всей программы имеют
возможность выбрать изделие, которое хотели бы изготовить сами. Таким образом,
проявляется индивидуальность ребенка. У учащихся в процессе работы формируются
практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия,
художественный вкус.
Адресат программы: дети младшего школьного возраста, от 5 до 10 лет. Именно в
этом возрасте закладываются основы таких чувств, как любознательность, интерес к
разнообразным видам деятельности. Они с готовностью и интересом овладевают новыми
знаниями, умениями и навыками.
Ребенок 5 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем переходит к
стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития
способности к обобщению и абстрагированию. Если дети 5 – 8 лет выделяют, прежде
всего, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 910 годам школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в
процессе обучения. Характер младшего школьника имеет следующие особенности:
импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех
обстоятельств; общая недостаточность воли – ребёнок 5 – 8 лет еще не умеет длительно
преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

6

В период 8-10 лет у ребенка должны сформироваться следующие качества:
производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить
программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.
Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей младших
школьников: стремления к яркому, необычному, с учетом желания познавать прекрасный
мир чудес, мир творчества. Младший школьник с живым любопытством воспринимает
окружающую среду, у них ярко выраженная эмоциональность восприятия. По каждой
теме, входящей в программу «Умелые ручки», дается сумма необходимых теоретических
знаний, но основную часть времени занимает практическая работа, потому что восприятие
младших школьников связано в основном с практической деятельностью.
Доступные технологии и техники исполнения обеспечивают занятиям большой
интерес, так как учащиеся в этом могут проявить свое видение мира. Причем создавая
одну и ту же вещь, каждый ребёнок вносит что-то новое в узор, да и форма не может
получиться каждый раз абсолютно одинаковой, а это значит, что имеет место проявления
творчества и фантазии.
Программа не предусматривает никаких условий отбора, принимаются все
желающие в возрасте от 5 до 10 лет. Количество обучающихся в группе – 8-15 человек.
Зачисление в группу производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности.
Уровень программы. Программа разноуровневая предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы
«Умелые ручки».
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения,
каждый год по 36 часов. Общее количество часов по программе – 144.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность
учебного часа составляет 40 минут.
Перечень формы
обучения:
фронтальная, индивидуальная, групповая,
индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: теоретические, практические, комбинированные
занятия, творческие мастерские.
Перечень форм подведения итогов: обсуждение, творческие задания, выставки
работ.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей (творческого мышления и творческой
активности) детей посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства:
бумагопластике, пластилинографии, бисероплетении, лоскутном шитье, вышивке, вязании
крючком и др;
-познакомить с этапами и приёмами работы при выполнении изделий в различных
техниках;
- познакомить с материалами и инструментами перечисленных видов декоративно –
прикладного искусства;
- познакомить с техникой безопасности при работе с различными инструментами
- научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- познакомить с лучшими образцами народного искусства;
Развивающие:
- сформировать
эстетическое отношение к окружающей действительности на
основе декоративно – прикладного искусства;
- развивать у детей внимание, фантазию, воображение;
- развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
- развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее
место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
- сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
- сформировать
уважительное
отношение к искусству разных стран и
народов;
- воспитывать терпение,
волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность,
аккуратность;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

8

1.3 Содержание программы
Учебный план

№

Название раздела

1.

Количество часов по годам обучения

Всего

1 год

2 год

3 год

4 год

Пластилинография

9

5

6

8

28

2.

Бумагопластика

9

7

-

-

16

3.

Бисероплетение

9

-

-

-

9

4.

Работа
с
материалом

-

6

6

6

18

5.

Работа с бросовым
материалом.

-

5

6

7

18

6.

Лоскутное шитьё

8

7

9

7

31

7.

Вязание крючком

-

5

8

7

20

8.

Творческий проект .

1

1

1

1

4

36

36

36

36

144

ИТОГО:

природным

9

Учебно-тематический план 1 год обучения
№
п/п

Название раздела

Формы аттестации и
контроля

Количество часов
всего

теории

практики

9

4

5

1.1.

Вводное занятие.
2
«Путешествие в Пластилинию».
Правила техники безопасности.

1

1

Наблюдение

1.2

Плоскостное изображение.
Панно «Подарки осени».

3

1

2

Обсуждение работ

1.3

Что
такое
симметрия. 2
Аппликация «Бабочки»
Лепная
картина.
«Цветы 2
для мамы»
9
Раздел 2.Бумагопластика

1

1

Обсуждение работ

1

1

Выставка работ

3

6

2.1

Вводное занятие
2
«
Поделки
на
основе
использования мятой бумаги».

1

1

Наблюдение

2.2

Новогодняя игрушка.
Символ года

3

0,5

2,5

Обсуждение работ
Выставка.

2.3

Панно «Праздничный салют»

2

0,5

1,5

Наблюдение

2.4

Филигрань.
«Пасхальное яйцо»

2

1

1

Выставка работ

Раздел 1.Пластилинография

1.4.

Раздел 3 Бисероплетение
3.1

Вводное занятие.
Основные виды бисерного
искусства.

9

4

5

2

1

1

Наблюдение

10

3.2

Основные
приемы низания на проволоку.

3

1

2

Наблюдение

3.3

Параллельное
низание. 2
Плоскостные
миниатюры
в
технике параллельного низания
(утенок, лягушка, гусь, божья
коровка,
черепаха, бабочка,
стрекоза, и др.).
Низание крестиками.
2

1

1

Обсуждение работ

1

1

Выставка

8

3

5

3.4

Раздел 4. Лоскутное шитьё
4.1

Вводное занятие.
История куклы.

3

1

2

Наблюдение

4.2

Кукла на картонной основе.

2

1

1

Обсуждение работ

4.3

Кукла – актер.
Пальчиковые куклы.

3

1

2

Творческое задание:
создание героев сказки
«Теремок»

-

1

Выставка работ

Раздел 5. Творческий проект «Мы 1
творим красоту»
Итого:
36

Содержание учебно – тематического плана
1-го года обучения
Раздел 1. Пластилинография – 9 часов.
Тема 1.1. Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Теория. Введение: правила техники безопасности. Знакомство с основными
направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по
правилам техники безопасности. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина,
его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Практика. Практическая работа: Приемы работы с пластилином, варианты поделок:
объемная, полуобъемная, плоскостная. Новый прием «вливания одного цвета в другой».
Форма аттестации и контроля.наблюдение и обсуждение.
Тема 1. 2. Плоскостное изображение. Панно «Подарки осени».
Теория.Беседа о красоте осени с просмотром иллюстраций или презентаций. Чтение и
обсуждение стихов об осени. Знакомство с понятием натюрморт.
11

Практика.Композиция (натюрморт) по теме с использованием приема «вливание одного
цвета в другой».
Форма аттестации и контроля:наблюдение,обсуждение, выставка работ учащихся.
Тема 1. 3. Что такое симметрия. Аппликация «Бабочки».
Теория. Беседа о красоте и многообразии бабочек в природе с иллюстрированием .
Загадки о бабочке.Понятие«симметрия» на примере бабочки в природе и в
рисунке.Знакомство с техникой мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой
на границе их соединения.
Практика.. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике
пластилинография. Создание рельефа.
Форма аттестации и контроля: наблюдение, обсуждение,выставка работ учащихся.
Тема 1. 4. Лепная картина «Цветы для мамы».
Теория. История праздника «День матери». Беседа на тему «Мой самый родной человек».
Варианты подарков для мамы к празднику. Какие цветы любит моя мама.Подбор и чтение
стихов по теме.
Практика. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и
выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с
использованием чесноковыжималки.
Форма аттестации и контроля: наблюдение, обсуждение,выставка работ учащихся.
Раздел 2. Бумагопластика – 9 часов.
Тема 2. 1. Вводное занятие « Поделки на основе использования мятой бумаги».
Теория.Ознакомление с видами бумаги. Виды поделок из бумаги. История возникновения
и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях,
знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы
декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники
безопасности.
Практика.Составление эскиза композиции и выполнение работы с использованием мятой
бумаги.
Форма аттестации и контроля:наблюдение, обсуждение и выставка работ учащихся.
Тема 2. 2. Новогодняя игрушка. «Символ года».
Теория.Новогодние традиции. Беседа о значении символов года в календарях разных
народов. Выбор изображения и обсуждение последовательности выполнения работы.
Благоприятные цветовые сочетания.
Практика.Эскиз и выполнение работы с использованием аппликации из кусочков мятой
бумаги.
Форма аттестации и контроля:наблюдение, обсуждение и выставка работ учащихся.
Тема 2. 3 . Праздничный салют. Филигрань. Панно «Салют».
Теория.Беседа о празднике День защитника Отечества. Традиции празднования. Чтение
стихов по теме. Обсуждение композиции. Ознакомление с техникой «филигрань».
12

Практика.Эскиз и выполнение работы с использованием аппликации из скрученных
полосок бумаги.
Форма аттестации и контроля:наблюдение, обсуждение, выставка работ учащихся.
Тема 2.4. «Пасхальное яйцо».
Теория.Ознакомление с пасхальными традициями. Способы декора жилища к празднику.
Способы украшения пасхального яйца (демонстрация).
Практика.Составление эскиза узора и украшение в технике « аппликация из скрученных
полосок бумаги».
Форма аттестации и контроля:обсуждение, выставка работ учащихся.
Раздел 3. Бисероплетение – 9 часов.
Тема 3. 1. Вводное занятие.
Теория.История возникновения и
основные виды бисерного искусства. Техника
безопасности. Демонстрация изделий с украшениями из бисера. История развития
бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления
бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы.
Правила техники безопасности, ППБ.
Практика. Выполнение отдельных элементов одним из видов нанизания.
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Тема 3. 2. Основныеприемынизания на проволоку.
Теория. Основные приёмы бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое
плетение. Комбинирование приёмов.Демонстрация изделий, выполненных в технике
низания на проволоку. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика. Выполнение отдельных элементов одним из способов нанизания.
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение.
Тема 3.3. Параллельное низание.
Теория.Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка,
гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) – демонстрация. Основные
приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской
основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища,
крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка
брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции.
Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение.
Тема 3. 4. Низание крестиками.
Теория. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в две нити»: цепочка
«в крестик». Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек «в крестик».
Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и
зарисовка простейших схем.
13

Практика: Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в
крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей,
кулонов и брелоков.
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение, выставка.
Раздел 4. Лоскутное шитьё – 8 часов.
Тема 4. 1. Вводное занятие. История куклы.
Теория.История куклы. Техника безопасности
Чем отличались игровые и обереговые куклы (демонстрация). Бабушкины уроки или как
самим сделать народную куклу.Материалы, инструменты и приспособления для
изготовления кукол из ткани без сшивания деталей. Правила техники безопасности, ППБ.
Практика. Выполнение игровой куклы из ткани в технике «скрутка»
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение, выставка.
Тема 4. 2.Кукла на картонной основе.
Теория. Сведения из истории русского народного костюма: детали, украшения женского
и мужского костюма (иллюстрации или презентация).Виды тканей (демонстрация).
Практика.Изготовление картонного силуэта девочки и мальчика, изготовление одежды
из лоскутков в народном стиле. Создание образа. Цветовое решение.
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
Тема 4. 3. Пальчиковые кулы
Теория. Куклы – актеры - пальчиковые куклы. Выбор ткани для изготовления
пальчиковых кукол. Разнообразие техник аппликации и вышивки для их украшения.
Технология создания кукол, которые одеваются на палец из ткани. Способы соединения
деталей из ткани. ПТБ при работе с инструментами для обработки ткани.
Практика. Создание героев сказки «Теремок».
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение, выставка.
Раздел 5. Итоговое занятие – 1 час.
Практика. Подготовкаработ к итоговой выставке. Участие в выставке.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.

Планируемые результаты 1 год обучения
Предметные:
- знать начальные сведения об
истории
возникновения
видов декоративноприкладного творчества: бисероплетения, лоскутного шитья;
- знать начальные сведения из истории русского народного костюма, традиций создания
украшений, тканевых игрушек;
- знать пасхальные традиции, способы украшения жилища к празднику;
- знать технологию изготовления игровой куклы из ткани, различать игровую и
обереговую куклу;
14

- владеть практическими умениями и навыками обработки пластилина, бумаги, ткани;
- уметь сочетать различные по свойствам, видам, фактуре материалы (бумага-пластилин,
ткань-бумага, картон-ткань, пластик-бумага) в конкретных изделиях, творческих работах;
- навыки нестандартного использования материала (пластилин, картон, ткань) при
создании творческих работ;
Метапредметные:
- уметь планировать свою деятельность;
- владеть основами самоорганизации, самоконтроля и самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в своей деятельности;
Личностные:
- сформировано трудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность,
доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе;
- наличие устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- сформировано эстетическое отношение к действительности, понимание красоты как
ценности, стремление и способность создавать прекрасное своими руками;
- сформированы осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.

15

Учебно-тематический план 2 год обучения
№
п/п

Название раздела

1.Пластилинография
1.1

1.2

Формы аттестации
и контроля

Количество часов

Вводное занятие.
«Что умеет пластилин».

Декоративное панно
«Подарки осени».

всего

теории

практики

5

2

3

2

1

1

Наблюдение,
обсуждение.

Выставка работ

3

1

2

7

3

4

2.1

Поделки
на
основе 2
использованиямятой бумаги».
«Волшебные комочки».

1

1

Наблюдение

2.2

Полуобъемная
аппликация 3
«Моя игрушка».
Открытка к
2
празднику «Волшебная
свеча»

1

2

Обсуждение работ

1

1

Наблюдение.
Выставка.

6

2

4

занятие.

Сбор 2

1

1

Наблюдение

мамы

«Букет 4

1

3

Выставка

5

2

3

2

1

1

Обсуждение работ

Цветок из пластика. «Лилия»

3

1

2

Выставка

5.Лоскутное шитьё

7

3

4

Вводное занятие

2

1

1

2.Бумагопластика

2.3

3.Работа с природным
материалом
3.1

Вводное
материала.

3.2

Панно для
цветов»

4.Работа с бросовым
материалом
4.1
Объемная поделка.Фрукты.
4.2

5.1

Наблюдение
16

«Волшебный лоскуток».
5.2
5.3

Аппликация «Зайчик».
Куколка из ткани.

Обсуждение работ
Выставка работ

2
3

1
1

1
2

5

2

3

2

1

1

Наблюдение

6.2

Введение.
Волшебные нитки.
Воздушные петли.

1

-

1

Обсуждение работ

6.3

Вязание шарфика

2

1

1

-

1

Творческое задание:
вязание шарфа
Выставка работ

6. Вязание крючком.
6.1

7. Творческий проект «Город 1
мастеров»
Итого:
36

Содержание учебно – тематического плана 2 - го года обучения
1. Пластилинография – 5 часов.
Тема 1.1.
Вводное
занятие.
«Что умеет пластилин»
Теория.Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием.
Инструктаж
по
правилам
техники
безопасности.
Новые
приспособления,применяемые
при работе с пластилином: скалка, нити, трафареты.
Как их можно использовать? Приемы работы с пластилином: раскатывание,
сплющивание, вытягивание, формование.Выбор и обсуждение поделки (объемная,
рельефная, плоская).
Практика.Изготовление поделки с использованием новых писпособлений.
Форма аттестации и контроля: обсуждение, выставка работ учащихся.
Тема 1. 2. Декоративное панно «Подарки осени».
Теория.Беседа о красоте осени с иллюстрациями или презентацией. Чтение и обсуждение
подборки стихов об осени. Что такое «натюрморт»? Обсуждение возможных композиций,
их видов – плоская, рельефная. Приемы работы с пластилином, необходимые для
создания композиции – сплющивание, раскатывание, разглаживание.
Практика. Эскиз и создание композиции.
Форма аттестации и контроля:Обсуждение, выставка работ учащихся.
2. Бумагопластика – 7 часов.
Тема 2.1. Поделки на основе использования мятой бумаги «Волшебные комочки».
Теория.Виды бумаги (демонстрация). Знакомые техники изготовления поделок из бумаги
– виды аппликации. Сведения об инструментах и приспособлениях,необходимых для
работы с бумагой. ПТБ при работе с режущими инструментами.Какая бумага подходит
для сминания в комочки.Обсуждение вариантов поделки
Практика. Эскиз и изготовление выбранной поделки. Способы оформления рамки.
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
17

Тема 2.2 . Полуобъемная аппликация «Моя игрушка».
Теория.Беседа «Любимые игры и игрушки». Чтение стихов А.Барто «Игрушки».
Обсуждение вариантов поделки, выбор бумаги (картон, салфетки, гофрированая бумага,
фольга, цветная бумага). Какие детали игрушки можно сделать объемными, какие –
плоскими.
Практика. Эскиз и изготовление поделки.
Форма аттестации и контроля:творческое задание, обсуждение.
Тема 2. 3. Открытка к Празднику «Волшебная свеча»
Теория.Пасхальные традиции. Варианты декора жилища к празднику (иллюстрации,
презентация). Краткие сведения о новой технике «квиллинг» - история возникновения,
инструменты и приспособления, материал. Варианты поделок (демонстрация). Приемы
работы в данной технике. Обсуждение вариантов композиции, составленной из
традиционных пасхальных элементов –свеча, ветка вербы, кулич, расписное яйцо.
Практика. Эскиз и выполнение поделки
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
3. Работа с природным материалом – 6 часов.
Тема 3. 1. Вводное занятие. Сбор материала.
Теория. Беседа о красоте
нашей природы с демонстрацией (иллюстрации или
презентация). Чтение и обсуждение стихов о природе. Личные наблюдения и опыт - мой
любимый
уголокприроды.Обсуждение
вариантов
работы
–аппликация
или
объемнаяподелка.Сбор и обработка природного материала с учетом своего замысла.
Практика.Создание сувенирных поделок для близких и друзей.
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение.
Тема 3. 2. Панно для мамы «Букет цветов»
Теория. Краткие сведения о празднике «День матери». Чтение стихов о маме.
Обсуждение вариантов для индивидуальных подарков к празднику - рисунок, открытка,
сувенир. Обсуждение и составление композиции панно.Отбор природного материала по
замыслу(листья, сухоцветы, семена, веточки).
Практика. Эскиз (по выбору – индивидуальный, групповой, коллективный).
Изготовление панно.
Форма аттестации и контроля: творческое задание, обсуждение.
4. Работа с бросовым материалом – 5 часов.
Тема 4. 1. Объемная поделка. Фрукты.
Теория. Беседа «Откуда берется мусор?». Варианты вторичного использования
упаковочных материалов (демонстрация). Обсуждение посильного участия школьников в
сохранении красоты окружающей природы. Примеры изделий из пластиковых бутылок
(демонстрация). Ознакомление с технологией изготовления изделий круглой и овальной
формы из пластика.
Практика. Изготовлению объемных поделок (фрукт ) по выбору, окрашивание.
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
18

Тема 4. 2. Цветок из пластика «Лилия»
Теория.Загадки о цветах. Беседа «Что растет на клумбе». Мои любимые цветы.Чтениеи
обсуждение легенды о лилии. Обсуждение плана работы по изготовлению цветка из
пластика.
Практика. Обработка пластика, формирование цветка, окрашивание изделия.
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
5. Лоскутное шитьё – 7 часов.
Тема 5. 1. Вводное занятие «Волшебный лоскуток»
Теория. Состав и многообразие тканей. Традиционные виды аппликации. Пэчворк, квилт
(демонстрация изделий в новой технике). Технология создания лоскутного полотна.
Варианты украшения деталей одежды или жилища изделиями в технике «пэчворк».
Обсуждение вариантов изделия из лоскутков, подбор материала по фактуре и цвету.
Практика. Формирование мозаики из кусочков ткани.
Форма аттестации и контроля: выставка работ.
Тема 5. 2. Аппликация «Зайчик».
Теория.Загадка про зайца.Ознакомительная беседа о жизни и видах зайцев. Зайчик - герой
в русских народных сказках (иллюстрации). Обсуждение вариантов изображения,
способов соединения деталей из ткани на плоскости.
Практика.Подбор
подходящей
по
фактуре
ткани.
Создание
аппликации.Оформлениеколлективного панно «Заячий хоровод».
Форма аттестации и контроля: выставка работ.
Тема 5. 3. Куколка из ткани.
Теория. Роль тканевых кукол в жизни наших предков. Демонстрация (иллюстрация или
презентация ) игровых кукол и оберегов в технике «скрутка», «мотанка». Обсуждение
последовательности создания куклы.
Практика.Подбор лоскутков по выбранному размеру куклы, изготовление.
Форма аттестации и контроля: выставка работ.
6. Вязание крючком – 5 часов.
Тема 6. 1. Введение. Волшебные нитки.
Теория. История возникновения вязания крючком. Демонстрация готовых изделий,
связанных крючком (фото, презентация). Виды нитей и виды вязальных крючков для
создания красивых и практичных вещей (одежда, украшения).
Практика. Работа с крючком и нитью. Приемы работы – захват нити и крючка. Игра
«Мышиный хвостик».
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Тема 6. 2. Воздушные петли. Знакомство с технологией.
Теория. Правила работы с крючком и нитью. Обсуждение вариантов применения вязаных
полосок. Демонстрация ажурных вязаных изделий. Значение воздушных петель в
создании изделий.
19

Практика. Вязание цепочек воздушных петель крючком. Способы замыкания цепочки в
круг.
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Тема 6. 3. Вязание шарфика
Теория. Как связать полотно крючком. Ознакомление со схематичным изображение
вязаных полотен.
Практика. Упражнения в
вязании
воздушных петель,
образование
последующего ряда. Шарфик для куклы.
Форма аттестации и контроля: творческое задание.
7.Творческий проект «Город мастеров» - 1 час
Практика. Подготовкаработ к итоговой выставке. Участие в выставке.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.

Планируемые результаты 2 год обучения
Предметные:
- знать полученные сведения из истории развития изученных техник и видов
декоративно-прикладного творчества: пэчворк, квилт, квиллинг, вязание крючком;
- владеть практическими умениями и навыками изученных техник обработки бумаги,
ткани, способов переработки и вторичного использования материалов: все виды бумаги,
пластик, ткань;
- знать полученные сведения о традициях в истории народного костюма, украшении
жилища, создании игрушек;
- знать технологии изготовления куклы из ткани без сшивания;
- уметь применять нестандартные способы использования материалов для создания
декоративных изделий;
- уметь сочетать различные по свойствам, видам, фактуре материалы в конкретных
изделиях, творческих работах;
- уметь читать схему вязания крючком, вязать по схеме.
Метапредметные:
- умение планировать свою деятельность;
- владение основами самоорганизации, самоконтроля и самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в своей деятельности;
Личностные:
- сформированытрудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность,
доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе;
- наличиеустойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- сформировано эстетическое отношение к действительности, понимание красоты как
ценности, стремление и способность создавать прекрасное своими руками;
20

- сформированы осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Учебно-тематический план 3 год обучения

№
п/п

Количество часов

Название раздела

1.Пластилинография
1.1
Введение.
«Такой знакомый пластилин».

1.2

Коллективное
осени».

Формы
аттестации
и контроля

всего
6
2

панно«Дары 4

2.Работа с природным материалом

теории
2
1

практики
4
1

Наблюдение

1

3

Выставка работ

6

2

4

2.1

Ведение.
Сбор материала.

2

1

1

Наблюдение

2.2

Панно «Рябина»

4

1

3

Творческое задание

3. Работа с бросовым материалом

6

2

4

3.1

Поделки из упаковок от яиц.

2

1

1

Наблюдение

3.2

Чудо – домик

3

1

2

Обсуждение работ

3.3

Поделка на основе коробки.

1

-

1

Выставка работ

9

3

6

4.Лоскутное шитьё
4.1

Введение.
Волшебный лоскуток.

2

1

1

Наблюдение

4.2

Мягкая игрушка «Птенец»

3

1

2

Обсуждение работ

4.3
4.4

Аппликация из ткани «Пейзаж»
Кукла – оберег.

3
1

1
-

2
1

Обсуждение работ
Выставка работ

8

3

5

2

1

1

Наблюдение

5.2
Вязание салфетки
6
6. Творческий проект «Здесь живут 1
умельцы»

2
-

4
1

Творческое задание
Выставка работ

5.Вязание крючком.
5.1
Введение.
Волшебный крючок.

21

Итого:

36

Содержание учебно – тематического плана
1. Пластилинография – 6 часов.
Тема 1. 1. Введение.«Такой знакомый пластилин».
Теория.Приемы работы с пластилином. Возможности материала для создания поделок.
Новые техники при работе с пластилином: глазурь.
Практика.Изготовление поделок – объемной или рельефной (по выбору). Техника
создания глазури на пластилине.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 1. 2. Панно «Подарки осени».
Теория.Беседа о красоте осенней природы. Загадки об овощах и фруктах. Обсуждение
композиции по теме. Выбор необходимых приемов работы с пластилином для поделки.
Практика. Эскиз панно – индивидуальный, групповой, коллективный (по выбору).
Изготовление панно в технике «пластилинография» с использованием приема «глазурь»
на заключительном этапе.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
2. Работа с природным материалом – 6 часов.
Тема 2. 1. Введение. Сбор материала.
Теория.Беседа о красоте
нашей природы с демонстрацией (иллюстрации или
презентация). Чтение и обсуждение стихов о природе. Личные наблюдения и опыт - мой
любимый уголок природы. Обсуждение вариантов работы –аппликация или объемная
поделка. Сбор и обработка природного материала с учетом своего замысла.
Практика. Создание сувенирных поделок для близких и друзей.
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
Тема 2. 2. Панно «Рябина»
Теория. Красота осенних деревьев. Загадки про деревья. Обсуждение вариантов
композиции по теме, необходимые материалы для поделки.
Практика. Эскиз и создание панно (индивидуальное, групповое, коллективное – по
выбору).
Форма аттестации и контроля: Наблюдение. Выставка
3. Работа с бросовым материалом – 6 часов.
Тема 3. 1. Поделки из упаковок.
Теория. Беседа «Откуда берется мусор?». Варианты вторичного использования
упаковочных материалов (демонстрация). Обсуждение посильного участия школьников в
сохранении красоты окружающей природы. Обсуждение вариантов поделок из яичных
лотков. Демонстрация образцов. Обсуждение приемов изготовления.
Практика. Изготовление поделки: лягушка, гусеница и др. (по выбору).
22

Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 3. 2. Чудо-домик.
Теория.Обсуждение вариантов вторичного использования бумажных и картонных
упаковок, газет.
Описание домиков из
сказок «Теремок»,
«Три поросенка».
Демонстрация образцов сказочных домиков.
Практика. Эскиз. Создание сказочного домика из бумаги, гофрокартона, газетных
трубочек.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 3. 3. Поделка на основе коробки.
Теория. Обсуждение вариантов поделки на основе упаковочной чайной коробки.
Демонстрация образцов изделий (карандашница, машинка, заяц, мебель для куклы).
Практика. Эскиз и изготовление поделки.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
4. Лоскутное шитьё – 9 часов.
Тема 4. 1. Введение. Волшебный лоскуток.
Теория.
Состав и многообразие тканей. Традиционные виды аппликации. Пэчворк,
квилт (демонстрация изделий в новой технике). Технология создания лоскутного полотна.
Варианты украшения деталей одежды или жилища изделиями в технике «пэчворк».
Обсуждение вариантов изделия из лоскутков, подбор материала по фактуре и цвету.
Виды швов для соединения ткани.
Практика. Коврик из сшитых лоскутков.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 4. 2. Мягкая игрушка «Птенец».
Теория. Беседа и мини – викторина о птицах. Обсуждение вариантов поделки по теме.
Демонстрация образца изделия. Выбор подходящей по фактуре ткани. Виды швов для
соединения изделий из ткани. Обсуждение материалов для набивки игрушки (вата,
синтепон, мелкие обрезки ткани).
Практика. Крой деталей, сборка игрушки.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 4. 3. Аппликация из ткани «Пейзаж»
Теория. Беседа о красоте родной природы. Описание природы в стихах А.С.Пушкина,
С.А Есенина. Обсуждение вариантов тканевой картины. Демонстрация образцов. Виды
ткани, подходящие для работы.
Практика. Эскиз (групповой, коллективный), создание картины.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 4. 4. Кукла – оберег.
Теория. Роль самодельных тканевых кукол в традициях наших предков. Виды кукол –
оберегов. Демонстрация образцов. Обсуждение технологии изготовления без сшивания
деталей.
23

Практика.Самостоятельное изготовление куклы.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
5. Вязание крючком – 8 часов.
Тема 5. 1. Введение. «Волшебный крючок».
Теория.Красота, созданная крючком. Демонстрация вязаных изделий для украшения
жилища – салфетки, скатерти, занавески. Способы вязания, придающие изделию легкость
и воздушность. Как выглядит воздушная петля, столбик с накидом.
Практика. Вывязывание цепочки воздушных петель, полотна из столбиков без накида и с
накидом.
Форма аттестации и контроля: наблюдение, выставка.
Тема 5. 2.Вязание салфетки.
Теория. Демонстрация готовых изделий – салфеток. Особенности вязания по кругу. Как
читать схему вязания, условные обозначения.
Практика. Вязание салфетки по схеме.
Форма аттестации и контроля: Выставка.
6. Творческий проект «Здесь живут умельцы» – 1 час.
Практика. Подготовкаработ к итоговой выставке. Участие в выставке.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.

Планируемые результаты
3 год обучения
Предметные:
- знают сведения из истории развития изученных техник и видов рукоделия: лепка,
вязание, шитье;
- владеют практическими умениями нестандартного использования материалов, в том
числе вторичного, для создания творческих работ;
- знают сведения о традициях украшения народного костюма, жилища вязаными
изделиями;
- знают технологии изготовления обереговой куклы без сшивания деталей, различать
игровую куклу и куклу – оберег;
- знают особенностей обработки и соединения деталей из ткани при создании мягких
игрушек;
- знают виды ткани, умеют отбирать необходимые по фактуре, цвету, сочетать с другими
материалами в поделках;
- знают особенностей создания лоскутного полотна (пэчворк): размер деталей, фактура
ткани, сочетание цвета;
- знают способы вязания плотного и ажурного полотна.

Метапредметные:
24

- умеют планировать свою деятельность;
- владеют основами самоорганизации, самоконтроля и самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в своей деятельности;
Личностные:
- сформированытрудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность,
доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе;
- наличиеустойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- сформировано эстетическое отношение к действительности, понимание красоты как
ценности, стремление и способность создавать прекрасное своими руками;
- сформированы осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Учебно-тематический план 4 год обучения
№
п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации
и контроля

всего

теории

практики

1.Пластилинография
1.1
Введение.
«Картины из пластилина»

8
2

3
1

5
1

Наблюдение

1.2

Панно «В чудесном лесу»

3

1

2

Обсуждение работ

1.3

Панно «Осенний букет в вазе»

3

1

2

Творческое задание
на свободную тему

2.Работа с природным материалом

6

3

3

2.1

Вводное занятие. Сбор материала.

2

1

1

Наблюдение

2.2

Композиция «Сад»

2

1

1

Обсуждение работ

2.3

Зоопарк.

2

1

1

Творческое задание
на свободную тему

7

3

4

2.

Работа с бросовым материалом.

3.1
3.2

Ваза.
Корзинка для мелочей.

2
2

1
1

1
1

Наблюдение
Обсуждение работ

3.3

Упаковка для подарка.

2

1

1

Обсуждение работ

3.4

Творческий проект
превращения»

«Волшебные 1

-

1

Выставка работ

7

3

4

4. Работа с тканью.

25

4.1

Вводное занятие.
«Волшебный лоскуток»

2

1

1

Наблюдение

4.2

Аппликация
«Щенок». (ткань)

2

1

1

Обсуждение работ

4.3

Мягкая игрушка.

3

1

2

Обсуждение работ

7

3

4

2

1

1

Наблюдение

5

2

3

Творческое задание
на свободную тему

-

1

Выставка работ

5.Вязание крючком.
5.1
5.2

Вводное занятие.
«Волшебный крючок»
Вязание салфетки

6. Творческий проект «Наши руки не для 1
скуки»
Итого:
36

Содержание учебно – тематического плана
1. Пластилинография – 8 часов.
Тема 1. 1. Введение. «Картины из пластилина».
Теория. Приемы работы с пластилином. Возможности материала для создания поделок.
Известные способы обработки пластилина. Загадки о животных. Обсуждение вариантов
поделки по теме «Животные».
Практика. Изготовление объемной поделки «Животные» с техникой закрепления формы
«глазурь».
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
Тема 1. 2 . Панно. «В чудесном лесу».
Теория. Работа с понятием пейзаж. Обсуждение вариантов составления композиции.
Приемы обработки пластилина, необходимые для выполнения панно. Обсуждение
вариантов
использования
природного
материала
совместно
с
техникой
«пластилинография».
Практика.
Эскиз, создание
панно. На заключительном этапе показать прием
использования глазури в композиции из пластилина и природных материалов.
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
Тема 1. 3. «Осенний букет в вазе».
Теория. Загадки о цветах. Красота цветущих растений ранней осенью. Обсуждение
вариантов композиции. Необходимые приемы работы с материалом для поделки.
Практика. Создание композиции, используя технику пластилинографии.
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
2. Работа с природным материалом – 6 часов.
Тема 2. 1.Вводное занятие. Сбор материала.
26

Теория. Беседа о богатстве нашей природы. Сбор и обработка природного материала с
учетом своей задумки. Обсуждение вариантов объемных поделок из природного
материала. Возможные материалы: шишки, веточки, семена, листья, сухоцветы.
Практика.Создание сувенирных поделок для близких и друзей.
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
Тема 2. 2. Композиция «Cад».
Теория. Загадки о растениях сада. Обсуждение вариантов объемной
Способы закрепления деталей.
Практика. Эскиз и создание композиции.
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.

композиции.

Тема 2.3. Зоопарк.
Теория. Загадки о животных зоопарка. Обсуждение вариантов изготовления животных в
смешанной технике из природных материалов.
Практика. Коллективная работа «Зоопарк»
Форма аттестации и контроля: Творческое задание.
3. Работа с бросовым материалом – 7 часов.
Тема 3. 1. Ваза.
Теория.Беседа «Откуда берется мусор?». Варианты вторичного использования
упаковочных материалов (демонстрация). Обсуждение посильного участия школьников в
сохранении красоты окружающей природы. Обсуждение вариантов вторичного
использования баночек, бутылок.
Демонстрация образцов. Обсуждение вариантов
создания вазы на основе банки или бутылки. Возможные способы декорирования:
аппликация, окрашивание, декупаж.
Практика.Изготовление вазы
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 3. 2. Корзинка для мелочей.
Теория.Виды бумаги. Варианты вторичного использования гофрокартона от коробок.
Способы обработки гофрокартона. Обсуждение вариантов формы корзинки, техники
декорирования на выбор: природный материал, аппликация, ткань, шнур, бечевка. План:
разметка, вырезывание, сборка.
Практика. Изготовление корзинки.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 3. 3. Упаковка для подарка.
Теория. Этическая беседа «Как порадовать близких». Варианты подарков для родных и
оригинальная упаковка. Обсуждение вариантов вторичного использования упаковочных
материалов: пластик, целлофан, оберточная бумага.Обсуждение вариантов формы
изделия: коробочка – трансформер, мешочек. Выбор техник для украшения.
Практика.Изготовление оригинальной упаковки для подарка.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
27

Тема 3. 4. Творческий проект «Волшебные превращения»
Теория. Правила оформления работ для выставки.
Практика.Обсуждение, самооценка,
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
4. Работа с тканью. 7 часов.
Тема 4. 1. Вводное занятие. «Волшебный лоскуток»
Теория. Состав и многообразие тканей. Создание аппликации
из различных
материалов. Традиционные виды аппликации. Пэчворк, квилт. Технология создания
лоскутного полотна. История русского народного костюма.
Практика.Составление мозаики из лоскутков для коврика в стиле «пэчворк».
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 4. 2. Аппликация «Щенок».
Теория. Беседа «Мой любимый питомец». Исполнение или прослушивание детской
песни «Мой щенок». Обсуждение вариантов поделки, выбор подходящей по фактуре
ткани.Использование дополнительных материалов для образа (лента, пуговицы, бусины,
шнур).
Практика.Создание аппликации «Щенок».
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.
Тема 4. 3. Мягкая игрушка.
Теория.Беседа «Что делает наш дом уютным». Обсуждение вариантов формы мягкой
игрушки: зверек, фрукт, овощ, сердечко, классическая подушка – думка. Материалы,
подходящие для набивки игрушки: вата, синтепон, мелкие обрезки ткани. Виды швов для
обработки и соединения деталей.
Практика.Крой деталей, сборка изделия.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.

5. Вязание крючком – 7 часов.
Тема 5. 1. Вводное занятие. «Волшебный крючок».
Теория.ПТБ при работе с острыми инструментами. Применение вязаных изделий для
декора одежды, интерьера.
Практика. Закрепление приемов вязания крючком: набор воздушных петель, вязание
столбиками без накида, с накидом. Вывязывание полосок.
Форма аттестации и контроля: наблюдение.
Тема 5. 2. Вязание салфетки.
Теория. Чтение схемы вязания по условным обозначениям. Обсуждение вариантов
формы салфетки: круг, квадрат, овал. Демонстрация готовых изделий.
Практика. Вязание салфетки по кругу по готовой схеме.
Форма аттестации и контроля: Выставка.
6. Творческий проект «Наши руки не для скуки» – 1 час.
28

Практика. Подготовкаработ к итоговой выставке. Участие в выставке.
Форма аттестации и контроля: Выставка работ.

Планируемые результаты 4 год обучения
Предметные:
- знают особенности создания плоских и объемных изображений из пластилина с
использованием необычных приспособлений;
- знают, что такое пейзаж, умеют правильно компоновать детали пейзажа на плоскости;
- знают виды швов и могут использовать их при работе с разными видами тканей;
- умеют использовать вторичные материалы для полезного применения:изготовления
декоративных и практичных поделок;
- владеют практическими умениями и навыками изученных техник (пэчворк, квилт,
декупаж) для создания декоративных или практичных изделий;
- умеют
сочетать
различные по
свойствам, видам, фактуре материалы в
конкретных изделиях – декоративных или игровых;
-умеют читать схему и вывязывать крючком полотно разной плотности;
Метапредметные:
- умеют планировать свою деятельность;
- владеют основами самоорганизации, самоконтроля и самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в своей деятельности;
Личностные:
- сформированытрудолюбие, самостоятельность, любознательность, наблюдательность,
доброжелательность, умение работать самостоятельно и в группе;
- наличиеустойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- сформировано эстетическое отношение к действительности, понимание красоты как
ценности, стремление и способность создавать прекрасное своими руками;
- сформированы осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.

29

Раздел 2. Организационно – педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое:
Помещение для обучения: учебный кабинет с интерактивной доской
№

Оборудование

Количество /шт.

1.

Доска школьная интерактивная

1

2.

3

Инвентарь для вязания: крючки и спицы, На каждого обучающегося
тетрадь для записи схем и условных
обозначений, папка для образцов, ножницы,
булавки
Стеки
На каждого обучающегося

4

Доска для лепки

5

Инвентарь для кроя: альбомы для чертежей 1
изделий, выкройки, лекала, раскройные
ножницы, сантиметровая лента, линейка,
портновский мел, швейные булавки
Инвентарь для бисероплетения леска, мягкая На каждого обучающегося
проволока, ножницы, бисерные иглы
Инвентарь для квиллинга: ножницы, пинцет, На каждого обучающегося
линейка-трафарет, игла для квиллинга

6

7

На каждого обучающегося

Обеспечивается родителями:
№

Материалы (оборудование)

1.

Расходные материалы; цветная
На каждого обучающегося
бумага, картон, ткань, пластилин,
Инструменты для работы:
ножницы, На каждого обучающегося
карандаши, стеки и др. канцелярские товары.

2.

Количество /шт.

Кадровое:
Согласно Профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования
с уровнем
образования
и
квалификации,
соответствующим
обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта
(Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А
и В с уровнями квалификации 6.
Методическое обеспечение.
Основной формой работы является сочетание групповых занятий в объединении с
домашней творческой работой. На занятиях предусматриваются следующие формы
30

организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективное
творчество. Организационные формы процесса обучения по программе. Занятия
включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала
имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет
детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при
работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают
интерес детей.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы предусматривает изготовление изделия, т.е. выполнение
теоретического
задания
и
технологических
приемов,
подкрепляющихся практическим применением в жизни.
При реализации программы используются несколько форм занятий.
Вводное занятие – педагог рассказывает о технике безопасности, особенностях
организации обучения и предлагаемой программе работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в
тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие по представлению – детям предлагается работать над
иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу
в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребёнка, нацеливают на творчество.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических
принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса)
31

- принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор практических заданий
ведется с учетом природных задатков, интересов, потребностей, индивидуальных
особенностей детей и экономических возможностей семей);
- принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор на основании некоторого критерия);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми
годами обучения);
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности).
Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
1.
Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,
2005 – 184 с.
2.
Грэхем Лесли Маккэлэм. Справочник 4000 мотивов: животные птицы и рыбы. –
М.: Издательство Астрель, 2011. – 382 с.
3.
СьюзанФрэйм. Живопись Суми-э. – М.: Арт-Родник, 2004. – 128с.
Методическая продукция
1.

Наглядно-методическое пособие «Типы тканей»

2.

Наглядно-методическое пособие «Виды швов»

3.

Наглядно-методическое пособие «Пальчиковые куклы»

4.

Электронные презентации по темам курса. Ролики с сайта Ютуб.

Дидактические материалы
1.

Альбомы с репродукциями картин

2.

Комплекты шаблонов, раздаточный материал по темам

3.

Изделия, выполненные педагогом и студийцами

2.2.Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы
Формы и методы контроля представлены в таблице.
Виды контроля,
Содержание
сроки
Текущий
Выявление ошибок и успехов в
(в течение всего
освоении материала
учебного года)

Формы/
методы контроля
Текущий
контроль
осуществляется
в
форме
коллективныхпросмотров
и
обсуждения работ учащихся на
занятиях;
предполагает учет
овладение
основами декоративноприкладного творчества; проявление
творческой индивидуальности
в
работе.
32

Итоговый
(аттестация):

Формами
итогового
контроля
(текущей
и
итоговой
аттестаций)
является:
просмотры
работ, выставки.

Промежуточная
аттестация.
Конец
1-го Отслеживание
динамики,
полугодия
прогнозирование
результативности дальнейшего
обучения
Конец
2-го
полугодия
Определение уровня
сформированности знаний,
умений
и
навыков
по
окончании курса обучения
каждого года.
Конец всего курса
обучения
Определение уровня
сформированности знаний,
умений
и
навыков
по
окончании
всего
курса
обучения по программе.

Программа предполагает проведение
мониторинга в процессе обучения,
который отслеживает усвоение знаний
и динамику развития обучающихся по
основным
критериям:
овладение
основами
декоративноприкладного творчества;

Проявление творческой
индивидуальности
в
работе.
Отслеживание личностного развития
детей
осуществляется
методом
педагогического
наблюдения,
выставки, творческого задания.

Сроки проведения промежуточной аттестации (предпоследняя учебная неделя 1-го
полугодия и предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном
плане.
Оценкауровня усвоения программы проводится по направлениям:
- образовательные результаты (оценка творческих заданий, выставочных работ);
- личностные качества обучающихся, которые заносятся в специальную карту
«Мониторинг развития личности обучающихся» (Приложение 1).
Критерии выявления образовательных результатов обучающихся:
1. Владение теоретическими знаниями.
2. Применение знаний, умений, навыков в практике.
3. Креативность мышления.
4. Эстетический вкус.
На основе данных критериев заполняются протоколы результатов аттестации
обучающихся на каждый год обучения и по итогам осоения всей программы
(Приложение 2, 3).
Оценочные материалы
Оценочные материалы подбираются с учетом возможностей обучающихся
(дифференцированно). Задания могут быть как на свободную тему, так и на тему
заданную педагогом.

33

3.Список литературы
Для педагога:
1. Белова Е.С. Зверушки из пряжи, бисера, бумаги /Е.С.Белова - М.: АСТ, 2013.- 82с.- ил.
2. Белецкая Л.Б. Флористика» /Л.Б.Белецкая - М.: АСТ, 2007. – 77с.- ил.
3. Дубровская Н.В. Поделки из природных материалов/Дубровская Н.В.- М.: Астрель,
2010.- 111с.
4. Петров С. К. Поделки из пластилина/К.С. Петров – М.: Сова, 2007.-32с.- ил.
5. Перевертень Г.И. Поделки из соломки/ Г.И.Перевертень – М.: АСТ, 2012.-83с.-ил.
6. Панина Г.П. Подарки и декор к Пасхе / Г.П.Панина – М.: Эксмо, 2016- 62с. ил.
7. Перевертень Г.И. Поделки из шишек / Г.И.Перевертень – М.: АСТ, 2007.-15с.
8.Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки/ А.Л. Романовская Е.М. Чезлов – М.:
АСТ, 2008.-96с.- ил.
9. Соколова С.В. Праздник оригами: Открытки, письма, сувениры/С.В.СоколоваМ.:Эксмо, 2007.- 351с. ил.
10. Сподыряка В.В. Цветы из упаковок для яиц/ В.В Сподыряка- М.:АСТ, 2015.- 30с.-ил.
11. Ступак Е.А. Гофрированный картон/Е.А.Ступак - М.: Айрис-Пресс, 2010.-30 с:цв.ил.;
21см
12. ЧурзинаН.О.Пальчиковые куклы для домашнего театра/ Н.О.Чурзина – М.: АСТ,
2007.-32с.- ил.

Интернет ресурсы
1. Сайт Страна Мастеров - http://stranamasterov.ru
2. Сайт Всё для детей - http://allforchildren.ru
3. Сайт Почемучка - http://pochemu4ka.ru
4. Сайт Хостинг презентаций - http://ppt4web.ru
5. Сайт Учительская копилка -http://uchkopilka.ru
6. Сайт Открытый класс - http://www.openclass.ru/collection

Для обучающихся
1. Максимова М. В Лоскутки / М.В.Максимова М.: ЭКСМО – Пресс, 2006.- 110с.
2. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей/ М.И.Нагибина- Ярославль:
Акад.развития, 2000.-189с.: цв.ил..
3. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. НагибинаЯрославль: Акад.развития, 2006.220с.: цв. ил.
4. Перевертень Г.И.Самоделки из разных материалов/ Г.И.ПеревертеньМ.: П,1999.-156с.:ил.
5. Солга К. Забавные фигурки / К.Солга – М.: Интер Дайджест, 1997.-49с.

34

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Мониторинг развития личности обучающихся
Параметры

Мотива
ция

Познава
тельная
сфера

Регуля-

Критерии
Выраженнос
ть интереса
к
занятиям;
Самооценка
деятельност
и на
занятиях;
Орие
нтация
на
общепринят
ые
моральные
нормы и их
выполнение
в поведении;

Уровень
развития
познаватель
ной
активности,
самостоятел
ьности

- Произвол

Степень выраженности качества
Интерес возникает к новому материалу, но не к
способам решения;
Приступая к решению новой задачи, пытается
оценить свои возможности относительно ее решения,
однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или
нет, а не возможность изменения известных ему
способов действия;
Недостаточно осознает правила и нормы поведения,
но в основном их выполняет.
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он
не выходит за пределы изучаемого материала;
Может с помощью учителя оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая изменения
известных ему способов действий;
Осознает моральные нормы и правила поведения в
социуме, но иногда частично их нарушает.
Проявляет постоянный интерес и творческое
отношение к предмету, стремится получить
дополнительную информацию;
Может самостоятельно оценить свои возможности в
решении задачи, учитывая изменения известных
способов действия;
Всегда следует общепринятым нормам и правилам
поведения, осознанно их принимает;
Уровень активности, самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция, любознательность
не проявляется.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но
при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересующих вопросов довольно
узок.
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с
интересом,
самостоятельно,
не
нуждаясь
в
дополнительных внешних стимулах, находит новые
способы решения заданий.
Деятельность хаотична, непродумана, прерывает
деятельность
из-за
возникающихтруднонстей,

Баллы

1

2

3

1

2

3

1
35

тивнаяс
фера

ьность
деятельно
сти;
- Уровень
развития
контроля;

стимулирующая
и
организующая
помощь
малоэффективна;
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется
одновременно выполнять учебные действия и
контролировать их.
Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат, 2
однако в процессе деятельности может отвлекаться,
трудности преодолевает только при поддержке
педагога;
При выполнении действия ученик ориентируется на
правило контроля и успешно использует его в
процессе решения задач,почтинедопуская ошибок.
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее
план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат,сам
преодолевает
трудностивработе,доводитдело до конца;
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные
несоответствием усвоенного способа действия и
условийзадачи, ивноситкоррективы.
Способенксотрудничеству,ноневсегдаумеетаргументир
оватьсвоюпозициюислушатьпартнера.

КоммуниСпособСпособен к взаимодействию и сотрудничеству
кативная
ностьксотр (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное
сфера
удничеству решениеучебныхзадач).
Проявляетэмоциональнопозитивноеотношениекпроцесс
усотрудничества;ориентируетсянапартнерапо общению,
умеет слушать собеседника, совместно планировать,
договариваться
и
распределять
функции
в
ходевыполнениязадания, осуществлять взаимопомощь.

3

1

2

3

36

Приложение 2
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
20___ /20 ___учебный год
№ группы ________ год обучения _____________ кол-во учащихся в группе___________
Дата проведения аттестации:___________________________________________________
Форма проведения:___________________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
№ Фамилия, имя ребенка
Уровень усвоения
Уровень развития
программы
качеств личности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Критерии выявления образовательных результатов обучающихся:
1.Владение теоретическими знаниями.
2.Применение знаний, умений, навыков в практике.
3.Креативность мышления.
4. Эстетический вкус.
Каждый критерий оценивается от 1-3 баллов. Общий балл оценки обученности
составляет сумма баллов по всем критериям. Максимальное количество баллов -12.
Определение уровня освоения программы
Высокий уровень от 10 до 12 баллов:
-свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях;
-свобода восприятия теоретической информации;
-высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность, в коллективную
работу (инициативность);
-большая степень самостоятельности и качество выполнения творческих заданий;
- свобода владения специальным инструментами, материалами и оборудованием;
-широта кругозора;
-творческое отношение к выполнению практического задания;
-аккуратность и ответственность при выполнении работы;
-развитость специальных способностей.
Средний уровень от 5 до 10 баллов:
37

-хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях;
-невысокая степень активности, невысокая инициативность;
-небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда
ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога;
-не очень высокое качество выполнения творческих заданий.
Достаточный уровень от 3 до 5 баллов:
-слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях;
-слабая активность включения в творческую деятельность, выполняет работу только по
конкретным заданиям;
- слабая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (выполнять
творческие задания только с помощью педагога);
-обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только
на определенных этапах работы.
Всего аттестовано ___________обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень
______человек
средний уровень
______человек
низкий уровень
______человек
Подпись педагога

38

Приложение 3
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ФИО педагога
общеобразовательная
программа
и
срок
ее
реализации:
«__________________________________________________________________», 4 года
№ группы

Год
обучения
№ Направление
мониторинга

ФИО
учащихся

1-й год
обучения

2-й год
обучения

3-й год
обучения

4-й год
обучения

Уров
ень
усвое
ния
прогр
аммы

Уров
ень
усвое
ния
прогр
аммы

Урове
нь
усвоен
ия
програ
ммы

Урове
нь
усвоен
ия
програ
ммы

Уров
ень
разви
тия
качес
тв
личн
ости

Уров
ень
разви
тия
качес
тв
личн
ости

Уров
ень
разви
тия
качес
тв
личн
ости

Уровен
ь
развити
я
качествли
ч-ности

По детскому
объединению:

39

Подпись педагога __________________________________________________________

Приложение 4
Аннотация
к дополнительной общеразвивающей образовательной программе
«Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Умелые
ручки» разработана для детей от 5 до 10 лет, имеет художественную направленность.
Цель программы:развитие творческих способностей (творческого мышления и
творческой активности)
детей
посредством
занятий декоративно-прикладным
творчеством.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
- научить приемам и техникам работы с материалами и инструментами различных видов
декоративно – прикладного искусства;
- научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- познакомить с лучшими образцами народного искусства.
Развивающие:
- сформировать
эстетическое отношение к окружающей действительности на
основе с декоративно – прикладным искусством;
- развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
- развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
- развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; развивать
фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее
место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;
- формировать
уважительное
отношение к искусству разных стран и
народов;
- воспитывать терпение, волю,
усидчивость,
трудолюбие,
целеустремленность,
аккуратность;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Уровень программы. Программа базового уровня предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
40

целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы
«Умелые ручки».
Программа не предусматривает никаких условий отбора, принимаются все
желающие в возрасте от 5 до 10 лет. Количество обучающихся в группе – 8-15 человек.
Зачисление в группу производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения,
каждый год по 36 часов.Общее количество часов по программе – 144.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность
учебного часа составляет 40 минут.
Перечень формы
обучения:
фронтальная, индивидуальная, групповая,
индивидуально-групповая.
Перечень
видовзанятий:теоретические,практические,комбинированныезанятия,творческиемастерс
кие.
Перечень форм подведения итогов: обсуждение, творческие задания,выставки
работ.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».